Информация и информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Компьютерные технологии представления информации
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
Социальная информатика
                        О сайте                Программа            Тематическое планирование         Об авторах

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 
(базовый уровень)

Программа по информатике и информационно-коммуникационным  технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (базовый уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (базовый уровень), составленной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году.

Программа рассчитана на два года обучения — в X и XI классах, по 1 ч в неделю, общим объемом 68 ч.

Программа включает в себя 8 тематических разделов:

  • Информация и информационные процессы (9 ч).
  • Информационные модели (13 ч.).
  • Информационные системы (9 ч.).
  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 ч).
  • Компьютерные технологии представления информации (7 ч).
  • Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 ч).
    • Текст как информационный объект (4 ч).
      Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты  (4 ч).
      Графические информационные объекты (4 ч).
  • Сетевые технологии (10 ч).
  • Основы социальной информатики (2 ч).

Резерв - 2 часа

Для каждого тематического раздела ниже представлены основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование и список рекомендованной литературы.

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 ч)

Содержание обучения

Понятие об информационных системах

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Методы измерения количества информации
Вероятностный, алфавитный подходы к измерению информации.

Информационные процессы
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

 Применение информационных методов в практической деятельности

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Требования к знаниям и умениям выпускников

Учащиеся должны знать:

1.                различные подходы к определению понятия "информация";

2.                методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;

3.                единицы измерения информации.

Учащиеся должны уметь:

1.                оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

2.                распознавать информационные процессы в различных системах.

Тема 2. Информационные модели (13 часов)

 Моделирование и формализация

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

 Исследование моделей

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Информационные основы управления

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Учащиеся должны знать:

1.  назначение и виды информационных моделей, опи­сывающих реальные объекты или    процессы;

2.  использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

Учащиеся должны уметь:

1.                использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

2.                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных об­разовательных ресурсов в учебной деятельности.

Тема 3. Информационные системы (9 часов)

 Типы информационных систем

Понятие и типы информационных систем.

СУБД

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Учащиеся должны знать:

1.                назначение баз данных.

Учащиеся должны уметь:

1.       создавать информационные объекты сложной струк­туры, в том числе гипертекстовые;

2.       просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

3.       осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

 Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 часа)

Компьютер

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.

 Программное обеспечение

Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

 Учащиеся должны знать:

1.                назначение и функции операционных систем.

Учащиеся должны уметь:

1.                соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Тема 5. Компьютерные технологии представления информации (7 часов)

 Представление числовой информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

 Представление текстовой информации

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Представление графической информации

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Учащиеся должны уметь:

1.                осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Тема 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 часов)

 Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

 Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.

Создание мультимедийной презентации

Системы презентационной и анимационной графики.

Учащиеся должны знать:

1.                назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц).

Учащиеся должны уметь:

1.                иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

2.                cоздавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

3.                представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

Тема 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (10 часов)

Каналы связи и их основные характеристики

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

 Возможности и преимущества сетевых технологий

Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

 Информационные сервисы сети Интернет

Электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов

 Учащиеся должны уметь:

1.                автоматизировать коммуникационную деятельность;

2.                эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности.

 
Тема 8. Основы социальной информатики (4 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Программа составлена для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев для классов, изучающих информатику на базовом уровне.

Актуальность составления рабочей программы заключается в необходимости разработки индивидуального инструмента педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

 Целями обучения информатике и ИКТ являются:

·      освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 Задачи:

· изучить общие закономер­ности функционирования, создания и применения информационных систем, преимущест­венно автоматизированных;

· развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования;

· выработать представление об автоматизированных информационных системах в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов;

· изучить информационные основы управле­ния в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерно­сти управления и самоуправления справедливы для систем различной природы.

 
Программа рассчитана на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю, резервных часов - 2 (по 1 часу на 10 и 11 класс).

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.

Необходимые средства обучения: цифровые образовательные ресурсы, компьютерный класс, проектор,  доступ в Интернет. 

Система  контроля и оценки  учебных достижений  учащихся предполагает вводный, промежуточный и итоговый контроль, который осуществляется в форме опросов, промежуточных тестов, практических и контрольных работ. Контроль может осуществляться в компьютерной форме и традиционной - бумажной.

 

Учебно-методический комплект

1.      Учебник «Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень»,  Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс

2.      Учебник «Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень»,  Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс

3.     "Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс", под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс

4.     "Информатика и ИКТ. Заданик по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень", под ред. Макаровой Н.В., ПитерПресс


Сайт - участник конкурса «Лучшее электронное и коммуникационное
образовательное средство обучения»,
г. Мурманск, 2009 год
Hosted by uCoz