Информация и информационные процессы
Информационные модели
Информационные системы
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Компьютерные технологии представления информации
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
Социальная информатика
                        О сайте                Программа            Тематическое планирование         Об авторах

Информационные модели (13 часов)

Примерная программа

Рабочая программа

Тематическое планирование

Соответствие тем учебника Н.В. Макаровой "Информатика и ИКТ. Базовый уровень" и требований государствественного стандарта среднего (полного) общего образования

Тема Основные понятия ЦОР Учебник
1 Информационное моделирование как метод познания Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.

Презентация «Моделирование как метод познания»

Учебник 10 класс, тема 1.3, п. 2.1, 2.2, 2.3
2 Моделирование и формализация Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Практическая работа «Формализация задач из различных предметных областей» Заполнить карточку «Графические информационные модели»
3 Модели и их построение Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Практическая работа «Формализация текстовых моделей». Практическая работа «Представление данных в табличной форме» Заполнить карточку «Табличные модели»
4 Практическая работа «Представление информации в форме графа»   

Тест  на закрепление «Графические модели»

 
5 Практическая работа «Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы»      
6 Компьютерное моделирование. Исследование моделей Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Практическая работа «Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования» Учебник 10, тема 1.3, п.2.7
7 Практическая работа «Исследование физических моделей. Исследование математических моделей»   ЦОР «Математическая модель полета снаряда», ЦОР «Модель системы массового обслуживания» Заполнить карточку «Информационное моделирование на компьютере»
8 Практическая работа «Исследование моделей»   Практическая работа «Исследование геоинформационных моделей. Исследование биологических моделей»  
Итоговый тест за I полугодие Итоговое тестирование за I полугодие 10 класса 
9 Структурирование данных. Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа «Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме»  
10 Модель процесса управления. Системы управления Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.    
11 Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Практическая работа «Выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков»  
12 Использование ин­формационных моде­лей в деятельности человека   Практическая работа «Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма»  
13 Контрольная работа «Информационные модели»     Контрольная работа «Информационные модели»    

Требования к знаниям и умениям выпускников:
Учащиеся должны знать:

                  1. 
назначение и виды информационных моделей, опи­сывающих реальные объекты или процессы;

              2. использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

Учащиеся должны уметь:

1.        использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

2.         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных об­разовательных ресурсов в учебной деятельности.

Источники ЦОР:
1. http://school-collection.edu.ru  - цифровая коллекция образовательных ресурсов
2. http://www.piter.com/index.phtml - материалы к УМК Н.В. Макаровой

Сайт - участник конкурса «Лучшее электронное и коммуникационное
образовательное средство обучения»,
г. Мурманск, 2009 год
Hosted by uCoz